Клиентов часто интересует, как будет создаваться сайт и сколько времени пройдет от начала проекта до его запуска, когда начинается разработка дизайна, кто наполняет сайт. В двух словах на эти вопросы не ответишь – многое зависит от количества задач и их сложности. Последовательность процессы создания сайта тоже имеет значение.
Все проходит поэтапно. Если деятельность всех членов команды исполнителя хорошо скоординирована, на каждом из основных этапов разработки web сайта выполняются определенные действия.
Порядок работ направлен на упрощение процесса создания сайта, исключение лишних трудозатрат и расходов. Ниже тезисно представлены все стадии разработки сайта.
Создание сайта начинается с подготовки фронта работ, определения целей и задач, актуальных заказчику.
В зависимости от типа страницы веб-сайт может решать эти задачи по отдельности, объединять их полностью или частично.
Иногда у заказчика уже имеется своя интернет-страница, которая не выполняет свои функции. Тогда до начала разработки сайта требуется выяснить основные причины неудач, и веб-студии ставится задача осуществить перезапуск.
Информация о целевой аудитории и ее предпочтениях поступает от заказчика, иногда для ее получения требуется отдельное исследование. На основании данных определяются прямые конкуренты, изучаются методы, которые они применяют, и их результаты.
Для разработки стратегии анализируется вся полученная информация. Иногда нужно сформулировать уникальное торговое предложение, которое отличает заказчика от конкурентов и привлекает клиентов.
От того, насколько правильно и точно выполнен анализ и определена стратегия, зависит постановка задач в рамках разработки сайта.
Описать проблему, назвать задачи и определить пути их решения – первые шаги в реализации проекта по созданию сайта. Они необходимы, чтобы оформить информацию в виде техзадания, определить объемы и сроки выполнения работ. Этим документом исполнитель руководствуется на всех этапах реализации.
Техническое задание – отправная точка. То, насколько качественно его составили, влияет на успех всего проекта. Документ необходим, чтобы определить требования, сроки и обязанности сторон, критерии для оценки результатов. В его полноте и точности заинтересованы и заказчик, и исполнитель.
В ТЗ разработки сайта вносят общую информацию о компании и сайте, описывают структуру ресурса, функционал, дизайн, инструменты и технологии, указывают зоны ответственности и определяют, какой специалист на каком этапе будет задействован.
Общие требования к техзаданию:
Таким образом, в ТЗ включается максимально конкретная информация, которую все понимают одинаково, без разночтений. Составление качественного технического задания позволяет выстроить эффективную коммуникацию между заказчиком и исполнителем, не тратить напрасно время и деньги на переделку неправильно понятых пунктов.
Красота и эстетичность – понятия субъективные. Конечно, главное, чтобы страница нравилась заказчику, но ориентироваться исключительно на вкусы клиентов не всегда продуктивно.
Чтобы придумать дизайн, важно не только нарисовать логотип, определить цвета, выбрать шрифты и анимацию. Нужно заранее продумать и протестировать, как ресурс будут воспринимать посетители, насколько для них будет удобен интерфейс и понятна навигация. Можно разрабатывать дизайн сайта с нуля, отталкиваться от готовых шаблонов, ориентироваться на каноны фирменного стиля, но при этом нельзя упускать вопросы эргономики и лучше делить весь процесс на этапы.
Поэтому на данном этапе разработке сервисов и написанию кода предшествует прототипирование страниц и создание дизайна сайта. Прототип – это схема, а не полноценный макет страницы. Разработка дизайна начнется немного позже. Но уже на схеме заказчик увидит расположение блоков, сервисов, всех элементов на странице. Он сможет оценить, насколько удобным получается сайт, представить реакцию аудитории и разобраться в том, понятен ли интуитивно интерфейс.
Основные принципы UX-дизайна, которые сегодня повсеместно применяют в создании всех успешных продуктов, помогают улучшать опыт взаимодействия пользователей с продуктом.
На основании этого, с учетом пожеланий к оформлению, прорабатывается дизайн главной страницы и всех уникальных внутренних страниц.
Обсудив с заказчиком прототипы и дизайн, исполнитель переходит к процессу верстки.
Отдельные элементы макета специалисты превращают в файлы, связанные кодом для показа на всевозможных устройствах, с которых пользователи будут просматривать сайт в интернете.
Гаджетов сегодня множество, поэтому верстка должна быть адаптивной и кроссбраузерной. Сверстанный таким образом сайт будет корректно отображаться на разных смартфонах, планшетах, компьютерах независимо от используемых браузеров.
Это важная цель. Ее реализация напрямую влияет на посещаемость сайта, лидогенерацию и прочие факторы успеха. Достигнута ли она – покажет тестирование работоспособности и на корректность работы во всех популярных браузерах.
Когда же потребуются чистое программирование и прочие высокотехнологичные навыки? Если разрабатывается сложный портал, необходим нестандартный сервис, писать код, в работу включится программист. В других случаях его участие необязательно.
Все предыдущие этапы можно сравнить с изготовлением каркаса и начинки. Наполнение сайта – это создание упаковки, по которой посетитель будет судить о компании, ее продуктах и услугах.
К контенту относятся тексты и фото, расположенные в определенных, логически структурированных разделах и страницах. Позаботиться о контент-плане тоже необходимо заранее, тем более что для начала продвижения тексты следует оптимизировать согласно требованиям поисковых систем, подобрать уникальные иллюстрации, соответствующие тематике публикаций и постов.
Кто отвечает за наполнение контентом, оговаривается в техническом задании. Иногда контент готовит сам заказчик. Тогда исполнитель до сдачи проекта размещает готовые материалы в соответствующих разделах. Если веб-студии поручена разработка сайта с нуля и «под ключ», в ее обязанности может входить и наполнение контентом.
Завершение разработки, тестирование, исправление багов и сдача проекта заказчику – начало нового этапа в жизненном цикле сайта, когда требуется много усилий и внимания, чтобы страница заслужила доверие посетителей, стала популярной и превратилась в эффективный бизнес-инструмент.
Сотрудничество с разработчиками может продолжаться в плане техподдержки и дальнейшего развития ресурса.
Со временем некоторые элементы сайта устаревают, появляются новые сервисы и требования к интернет-ресурсам. Обновления можно проводить, не прекращая работу сайта.
Хотя этапы создания сайта стандартизированы, каждый сайт – это индивидуальный проект с определенным объемом работ и задачами различной сложности. Количество уникальных страниц, требования к контенту и сложность функционала могут существенно отличаться даже у похожих ресурсов. Эти параметры прямо влияют на время и стоимость работ. Конкретный срок завершения проекта исполнитель называет после проведения анализа, когда формируется техническое задание.
Сроки исполнения обосновываются и официально фиксируются в договорных документах с заказчиком.
Специалисты компании IMA заинтересованы выполнять задачи максимально быстро, но не в ущерб качеству. Все нюансы проекта они обсуждают на этапе подготовки работ – во время анализа и составления технического задания. К началу разработки график выполнения работ полностью согласован и утвержден. Это позволяет выполнять намеченное в оптимальные сроки.